«Я испытывал простое и самое большое на свете счастье - я был жив» Рэй Бредбери. У него сегодня день рождения

Август

Вино из одуванчиков

Прошлым летом в отпуске купил карманное издание повести "Вино из одуванчиков" Рея Брэдбери, чтобы лениво читать у бассейна, потягивая из трубочки лимонад. Помнил из детства, что книжка лёгкая, про лето - самое оно, чтобы настроиться на волну ленивого кабачка.

Не тут-то было. Книга захватила. Искренностью и тонким вниманием к внутреннему мира подростка, напомнив "Над пропастью во ржи".  Сладкой грустью человека, оглядывающего прожитую жизнь  и вспоминающего тех, кого любил. И описанием Лета, именно с большой буквы. Того самого Лета, случающегося только в детстве и только с теми, кто верит в волшебство.

Я словно вернулся обратно в далёкие беззаботные годы, когда Лето полно тайн и открытий, когда Лето - это другой мир, наполненный приключениями, новыми друзьями. Когда Лето - это целая жизнь среди зарослей крапивы, дурманящих запахов полевых цветов и обжигающего ободранные коленки железа гаражей. Походы на речку, строительство шалаша, стычки с ребятами с соседней улицы, гонки на великах. Воспоминания всплывали, ухватившись за соломинки, брошенные американским фантастом. Читая "Вино из одуванчиков", я заново прочувствовал давно забытые переживания ребёнка, ждущего чудо, и снова ощутил магию маленькой жизни, как пел знаменитый бард в растянутом свитере.

К чему я всё это? На эмоциях от нахлынувших чувств давеча написал, что "Вино из одуванчиков" - лучшая книга на лето. Так мне тут же напихали в панамку, что я школота и надо читать, что задали. Да, блин!??

Градус рабства: как нас отучили думать — 70 лет назад вышел пророческий роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

19 октября 1953 года мир увидел книгу, которую тут же захотел, но не успел сжечь.

Рэй Брэдбери был из тех людей, о которых Голливуд любит снимать мотивирующие фильмы — все эти истории о self-made men, которые верили в себя и шли к мечте, к цели вопреки препятствиям. Судьба автора «Марсианских хроник» и «Вина из одуванчиков» действительно мотивирует, а сам он вызывает колоссальное уважение. Рэй родился в семье английского переселенца и шведки, верил, что его прабабку как ведьму сожгли во время Салемского процесса и всегда много, очень много читал. С детства он хотел стать писателем — и первый свой рассказ написал уже в 12 лет. Поначалу Брэдбери создавал фантастические тексты для дешевых журналов, денег те не платили или почти не платили, и, чтобы прокормиться, автору приходилось продавать газеты на улицах. Позднее в книжном магазине солнечного Лос-Анджелеса он встретил Маргарет Маклюр — и та некоторое время содержала его. Он отплатил ей, что называется, сторицей. С Маргарет Рэй прожил всю жизнь. Долго и счастливо. Ну, или, как говорилось в одном фильме, почти счастливо.

Еще одна важная, характерная деталь. Брэдбери не учился в университете. И сделал он это сознательно. Рэй получал образование в библиотеке, полагая, что там есть все необходимое, и был настоящим фанатом книг. Так что роман «451 градус по Фаренгейту», опубликованный в журнале Playboy и принесший автору славу и деньги, стал не только протестом против тоталитарного будущего, но и трепетным признанием в любви к книгам.

Произведение экранизировалось дважды. Второй раз, в 2018 году, довольно-таки бездарно, а вот первую экранизацию — через 13 лет после публикации книги, в 1966-м, — сделал один из моих любимых режиссеров Франсуа Трюффо. Да и сам Брэдбери, об этом тоже необходимо сказать, написал немало сценариев для фильмов. Сейчас лента Трюффо смотрится достаточно старомодно — и это в принципе свойство фантастики, устаревающей довольно-таки быстро. Пожалуй, нет ни одного фантастического фильма, который визуально был бы всегда актуален. Еще одно доказательство того, что кино в отличие от литературы ограничено временем и пространством.

А вот смыслы устареть не могут. Наоборот, со временем, воплощаясь в реальности, они лишь обретают мощь. За то, собственно, мы и любим культовые антиутопии — не за описания звездолетов, а за психологические моменты, за типажи и нравы, предсказанные автором. И в данном плане роман «451 градус по Фаренгейту» — образцовое произведение, несомненно, одно из лучших в своем жанре. Брэдбери не только угадал приметы будущего, но и показал вектор развития человечества в целом. Катастрофа родилась из войны — и войной кончилась. Брэдбери понял: главное, что определяет человека — это культура. Она работает и на краткосрочную, и на долгосрочную перспективу, а подлинная трагедия наступает тогда, когда культуру заменяют симулякром, или культурой массовой.

По сюжету романа, человечество, достигнув технического прогресса, живет в безопасном мире, где нет и не может быть никаких пожаров. Тем не менее здесь есть пожарные команды, но нужны они для того, чтобы сжигать книги. Роман и начинается с ударной фразы: «Жечь было наслаждением». Книги тут — во многом лишь образ. Они носители знания, культуры, цивилизации. Уничтожая книги, пожарные уничтожают историю человечества, обнуляют культуру, сбивают систему координат. Вместо книг люди начинают смотреть телевизор, чьи экраны занимают целую стену. Они не слышат друг друга, как не слышит главного героя Гая его жена Милдред. Со временем же этот портал в оболванивание расширится — достаточно будет взять гаджет. Как показал Дэвид Линч в третьем сезоне «Твин Пикс», Интернет перенес выход в Черный Вигвам в каждый дом. Читатели же книг, по Брэдбери, превратились в изгоев, во врагов государства, напоминающих ранних христиан, собирающихся на молитву тайно и тем рискующих жизнью. В романе «451 градус по Фаренгейту» если пожарные находят книгу, то сжигают не только ее, но и весь дом читателя, а самого его кидают в тюрьму.

В середине прошлого века, когда человечество пережило очередную войну, еще более страшную и масштабную, чем первую, когда философы задались вопросом «возможна ли поэзия после Освенцима?», риторика Брэдбери прозвучала сверхубедительно. И его роман можно было бы назвать великим предупреждением — однако оглянитесь вокруг: внял ли кто-то словам писателя? Ответ, к сожалению, очевиден. Человечество превратилось ровно в то, что описывали Брэдбери, Хаксли, Оруэлл, Чапек, Замятин. Оно с таким наслаждением отдалось рабству, счастливое и дурное от возможности бесконечного потребления, что окончательно потеряло из виду стоп-кран. И бомбы сбрасываются на госпитали, унося жизни тысяч женщин, стариков и детей.

Постановка Франсуа Трюффо — «451 градус по Фаренгейту» 1966 года:

Просто оглянитесь вокруг. Слышат ли вас ваши дети? Или у них в ухо воткнут наушник? Слышат ли вас мужья и жены? Или они уткнулись в экран, отгороженные друг от друга медиареальностью? Эта та жизнь, которую мы хотели получить, где человек человеку — даже не волк, а полип, моллюск, гидра, существующая автономно, потребляющая жадно и тут же выбрасывающая продукты потребления наружу? Кто есть человек в этом мире постправды, где ссылка ведет на ссылку — и так до бесконечности? А вместо реальных людей — образы из социальных сетей. И во что превратилась хваленая толерантность? Меньшинств становится все больше — и они требуют все больше свобод и привилегий. Но это не привело к равенству и братству — нет, это привело к диктатуре меньшинств, уничтожившей сначала культуру, а после и нормальную жизнь в принципе.

Все это предсказал и описал Рэй Брэдбери. Он мог ошибиться в деталях и формах, но однозначно уловил главное: кризис цивилизации будет порожден в первую очередь двумя факторами. Во-первых, технический процесс сильно обгоняет морально-нравственное развитие общества — об этом говорил и Тарковский в «Солярисе». Во-вторых, человечество движется не в сторону развития, цветущей сложности, а наоборот, в сторону упрощения. От книг к фильмам, от фильмов — к сериалам, от сериалов — к клипам и роликам, от роликов — к рилсам и шортам. Вся человеческая мысль, накапливаемая годами, уместится в минутный ролик, снятый очередным инфлюенсером, не отличающим Ирак от Ирана. В таком мире не только не нужны книги — они даже вредны.

Советская постановка — «451 градус по Фаренгейту» 1984 года:

В романе «451 градус по Фаренгейту» автор ошибся лишь в одном: он думал, что книги станут сжигать. Однако реальность оказалась хуже — впрочем, позднее Брэдбери сам охарактеризовал ее: «Есть преступление хуже, чем сжигать книги, — это не читать их». Человечество и правда добровольно отказалось от книг, отдавшись рабству глупости и примитива. Можно, конечно, и дальше продолжать верить в то, что мы все прогрессивны, умны и индивидуальны, но тогда скажите, почему происходит то, что происходит? И я сейчас говорю не только о войнах, а о повсеместном распаде: когда разрушаются семьи, родители не понимают детей, образование превратилось в атавизм, а культура — в бордель и кабак. Поэтому отбор работает наоборот: на вершины попадают не лучшие, а худшие или, что чаще, усредненные, отутюженные глупостью и холуйством, неспособные мыслить, но способные пресмыкаться.

Все это следствие сбитой системы координат и отсутствия целостного мышления — того, что давало чтение. Без него мир распадается на куски, несовместимые друг с другом. И неслучайно не столь давно в Любляне издали Манифест чтения. В нем авторы призывают сохранять и развивать навыки глубокого чтения в ситуации, когда цифровые технологии стремительно меняют наш образ жизни. Они уверены, что именно чтение формирует наше мышление и поведение, а их будущее тесно связано с будущим нашего общества. Ведь «война — это то, что случается, когда язык терпит неудачу». Абсолютно верно, но важно добавить еще и вот что. Именно книги и только книги дают абсолютную свободу. Ведь и читатель, и писатель в отличие от других видов культуры и массовой культуры не ограничены ничем. Для того и уничтожаются книги, чтобы забрать у человека свободу, чтобы раб был доволен своим рабством. Против такого общества протестовал Рэй Брэдбери. Против такого общества должны протестовать и мы.

Ответ на пост «Прости нас, Рэй! Мы все профукали...»

Просто он принадлежит к тому поколению, которое представляло себе Марс и Венеру чем-то вроде других континентов. "Главное - туда добраться, а уж там мы развернёмся, как развернулись наши предки в Америке и Австралии!"

А оказалось, что Марс - холодная каменистая пустыня, скандинавский Хельхейм, фактически. А Венера - хуже дантевского ада. И прежде чем колонизировать Марс, надо научиться жить в Арктике и Антарктиде. И это холодно, уныло, дорого и бессмысленно. При том, что у нас там нет проблем с воздухом и водой. А вот на Марсе эти проблемы гарантированно будут.

Отдельно хочу заметить, что во времена молодости Бредбери управление космическим кораблем выглядело примерно как "поверните вентиль №27 до деления 8, после чего отслеживайте давление в системе по манометру №3. Если давление уйдет в красную зону, поверните ручку №5 на четверть оборота". И вот эти айфоны, а точнее - развитие микроэлектроники - позволяют серьёзно упростить управление полетами.

А развив микроэлектронику и автоматику, внезапно оказалось, что исследовать окружающий космос автоматами гораздо проще, дешевле и безопасней.

Прости нас, Рэй! Мы все профукали...

1984 год, а актуально как никогда

Иностранцы о мультфильме по рассказу Рэя Брэдбери. Он их пробрал до дрожи

"Это совсем не похоже на то, что рисовало мое воображение при чтении оригинальной истории Рэя Брэдбери, но все равно очень эффектно. Хотя это странно говорить, но в такой эстетике рассказ действительно выглядит очень восточноевропейским/советским".

Хеллоу, дорогие читатели! Советская мультипликация всегда была на высоте. Наши режиссеры снимали детские мультфильмы, которые до сих пор смотрятся на одном дыхании. Они не боялись рисковать и юморить, выдавая что-то вроде "Пластилиновой вороны" или неподражаемых мультфильмов студии "Арменфильм".

А еще советские режиссеры умели блестяще и умно экранизировать американскую фантастику. Интересно, знал ли классик научной фантастики Рэй Брэдбери, что в СССР вышло несколько мультфильмов по его рассказам? А если знал, что думал об этом?

В 1984 году, например, на экраны вышла картина "Будет ласковый дождь". Рассказ этот очень известен, но мы все-таки напомним кратенько его сюжет.

Дело происходит в далеком будущем. Утром просыпается "умный дом" и запускается целая программа действий. Убираются постели, готовится завтрак, моется посуда - и все совершенно без участия человека. Дом очень умный - он полностью автоматизирован, он идеален. Вот только у него нет хозяев. Они погибли несколько дней назад, как и все остальное человечество, в результате ядерной катастрофы. А дом живет.

Режиссер Назим Туляходжаев на студии "Узбекфильм" снял замечательную экранизацию этого рассказа. Наверняка вы смотрели ее в детстве. Если нет, то посмотрите обязательно, не пожалеете.

А сейчас давайте почитаем, что пишут об этом мультфильме современные иностранцы. Отзывы взяты нами с международного сайта Letterboxd.com.

PresidentJ:

Действие этого фильма происходит после ядерного холокоста, когда каждый человек превращается в пыль, а ядерная зима опустошает снаружи. Мы знакомимся с домом, который полностью автоматизирован, где робот в значительной степени является хранителем души дома. Это напоминает мне Уолта Диснея. Кто-нибудь помнит "Дом Будущего" или как там он назывался? Но что совершенно отличается от видения Уолта, так это мрачный и депрессивный тон этого короткометражного фильма. Все мертвы, кроме самой природы...

Это по своей сути антивоенный фильм. Я даже не ожидал, что что-то подобное будет снято в Советском Союзе. Обязательно посмотрите эту короткометражку, если у вас есть девять свободных минут.

bungsz:

Если бы люди исчезли с лица земли, это не вызвало бы у роботов никаких чувств. Довольно жуткое изображение адского будущего земли без людей...

MikeSifuentes:

На протяжении многих лет я показывал этот короткометражный фильм своим ученикам. И каждый раз он он производил большой эффект.

BeanBagsFlicks:

Отличная анимация с такой леденящей душу атмосферой!

Topi Borg:

Волшебная концентрация депрессивного нектара.

Charlie:

Господи Иисусе, это так жутко. Я так люблю этот короткометражный фильм, но черт возьми, он ужасает каждый раз, когда я его смотрю!

AguaRosa:

Удивительно эффектная, хотя и мрачная экранизация рассказа Рэя Брэдбери, полная угрожающей атмосферы и ледяных образов. И немного похоже на то, как если бы еще до "Дюны" Дэвид Линч снял анимированный постапокалиптический научно-фантастический короткометражный фильм. Счастлив, что наткнулся на него.

John Tawasil:

Если бы робот с таким голосом будил меня каждый день, я бы тоже превратился в пепел.

Мне нравятся отступления от истории Брэдбери. Мультфильм гораздо более жуткий, чем оригинал.

Jay:

Это совсем не похоже на то, что рисовало мое воображение при чтении оригинальной истории Рэя Брэдбери, но все равно очень эффектно. Хотя это странно говорить, но в такой эстетике рассказ действительно выглядит очень восточноевропейским/советским.

Последний кадр с птицей очень трогателен.

Delta D:

Действительно мощный анимационный короткометражный фильм. Чрезвычайно приятная, настоящая научно-фантастическая скрытая жемчужина. Недооцененный. Хотя смотрел я его в очень низком качестве.

Ответ на пост «Мужики живут поменьше, наверное, потому, что им так весело? (=»

"...мужчина в 17 лет - идиот, в 18 - болван, к 20 развивается до придурка, в 25 он простофиля, в 30 - ни то ни сё, и только к славному 40-летнему возрасту становится обычным дураком". Рэй Бредбери "Научный подход"

Текст появляется лишь тогда ...

В данном издании «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери текст раскрывается только тогда, когда к нему применяется огонь.

Рекомендуем
@bolo
@sala
Тренды

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: